Реклама в следующем году неизбежно подорожает, ого 2009 года, сильнее
всего расценки вырастут на наиболее востребованном рекламодателями телевидении —
на этот раз на 20%. Нулевая инфляция, по мнению группы, возможна только в
прессе. Сами издатели уверяют, что также повысят расценки.
Свой прогноз по медиаинфляции на 2011 год входящее в коммуникационную
группу Twiga агентство Media First назвало в адресованном клиентам и партнерам
аналитическом отчете за сентябрь. Заявленные цифры основаны на предварительных
переговорах с медиаплощадками, уточнил "Ъ" гендиректор Media First Юрий Малинин.
Рост цен возобновился уже в этом году, следует из данных агентства. Так, если в
2009 году размещение на ТВ в среднем подешевело на 15%, то в этом уже подорожает
на 10%. А например, после 35-процентного спада в
2009-м по итогам этого года цены вырастут на 10%. По оценке Ассоциации
коммуникационных агентств России, в январе-июне общие затраты на телерекламу
выросли на 7%, до 55,9-56,4 млрд руб., на "наружку" — на 13%, до 15-15,2 млрд
руб. Но эти показатели учитывают как изменение цен, так и увеличение числа
рекламодателей и их бюджетов.
В 2011 году сильнее всего подорожает ТВ — на 20%. В этом году на ТВ
вернулись рекламодатели, серьезно сократившие свою активность или вовсе
отказавшиеся от телерекламы в кризисном 2009 году, констатирует Media First.
Воодушевленные ростом продаж в первом квартале такие клиенты решили и дальше не
экономить на телерекламе, поэтому, как отмечают в агентстве, уже с июня на рынке
царит ажиотаж: почти все время, отведенное на рекламу, до конца года на
центральных телеканалах раскуплено. О высоком спросе на рекламу свидетельствуют
и основанные на результатах телеизмерений TNS Russia расчеты консалтинговой
компании Media Logics (входит в группу VivaKi). Так, в минувшем августе в
прайм-тайм, с 19 до 24 часов, отводили на рекламу (с учетом и региональных
блоков) все положенные по закону "О рекламе" 9 мин. в час каналы СТС, ТВ3, 7ТВ,
ДТВ и РЕН. А у "России 1", НТВ, ТНТ, MTV, "Муз-ТВ" и "Домашнего" это показатель
равнялся 8,35-8,95 мин. в час.
Рост цен на телерекламу в 2011 году неизбежен, уверены в Media First.
Единственным сдерживающим фактором тут могут быть лишь изменения в структуре
продаж: со следующего года доля группы "Видео Интернешнл" (ВИ), крупнейшего на
сегодняшний день продавца телерекламы, будет ограничена 35%. В ВИ о своих планах
по инфляции публично не заявляют. Но еще весной директор по маркетинговым
исследованиям аналитического центра ВИ Сергей Веселов говорил о возможном росте
доходов телеканалов в 2011 году примерно на 15%. В июне эту оценку подтвердил и
гендиректор всей группы Сергей Васильев. При этом, поскольку реклама на ТВ
продается по пунктам рейтинга (отражают количество зрителей, увидевших рекламный
ролик), а телесмотрение год от года меняется незначительно, динамика доходов
каналов напрямую зависит от изменения расценок на рекламу.
Интернет-реклама, по прогнозу Media First, подорожает на 15%. Директор по
маркетингу агентства MindShare Interaction Юлия Удовенко считает эти ожидания
завышенными. По ее мнению, инфляция составит только 6-8%. "В отличие от других
медиа, интернет активно прирастает инвентарем: растет не только количество
сайтов и число их посетителей, но и интенсивность использования интернета,—
поясняет госпожа Удовенко.— Площадки каждый год увеличивают количество показов в
рамках пакетных размещений, и стоимость одного показа уменьшается".
Единственными медиа, по которым Media First не ожидает инфляции, является
пресса. Ведущие издательские дома расценки, разумеется, повысят, но в среднем по
рынку из-за обилия менее востребованных проектов прирост в итоге будет нулевым,
объясняет Юрий Малинин. Коммерческий директор издательской группы АФС-ИМГ
(журналы Maxim, Elle, телегид "Антенна-Телесемь") Станислав Поволоцкий уверяет,
что его группа расценки обязательно повысит. "Мы уже ведем по этому поводу
переговоры с рекламодателями",— сказал он. Размещение в газетах подорожает,
предупреждает директор по рекламе ИД "Комсомольская правда" Владислав Гемст.
Первое повышение — на 10% — в "Комсомолке" запланировано на февраль, второе —
скорее всего, также на 10% — на осень будущего года.