Товары под этими торговыми марками украинцы покупают больше всего. Фокус представляет ежегодный рейтинг самых популярных брендов
В этом году список Фокуса расширился до полусотни участников. По мнению редакции журнала, это позволяет увидеть более полную картину «продовольственного» рынка Украины и его сильнейших игроков. Правда, и входной билет в этом году «подешевел» до 50 млн. грн. Впрочем, это позволило войти в список довольно молодым брендам, которые весьма агрессивно завоёвывают рынок.
Новый расклад
Заметно изменилась и расстановка сил в десятке лидеров рейтинга. Торговая марка «Наша ряба» по объёму продаж обогнала прошлогоднего лидера корпорацию Roshen более чем на 1 млрд. грн. Такие результаты эксперты объясняют снижением покупательной способности и, как следствие, предпочтением более доступного куриного мяса свинине или говядине.
При этом ТМ «Roshen» опустилась на четвёртое место. Кондитерский бренд подвинул новичок рейтинга – ТМ «Прима». В прошлом году под этим табачным брендом было продано почти 15 млрд. сигарет. Улучшила результаты и другая табачная марка: «Прилуки особливі» переместились с 14-го места на 5-е. Стоит отметить, что цена на все сигареты в течение года повышалась как минимум дважды. И это ещё одно объяснение высоких показателей двух табачных марок в нашем рейтинге.
Не уступили своих позиций в десятке лишь пивной бренд «Чернігівське» и кондитерский «Конти». Продажи пива выросли на 30 млн. грн. по сравнению с 2008-м.
В целом за прошедший год предпочтения украинцев особо не изменились. Всё также среди самых популярных 14 пивных и ликёро-водочных брендов. Интересно, что все семь пивных торговых марок принадлежат транснациональным компаниям, таким как Anheuser-Busch InBev, Carlsberg Group и SABMiller. Совокупные объёмы продаж пивных брендов, попавших в рейтинг Фокуса, превысили 6,5 млрд. грн.
Особенность же украинского водочного рынка в том, что он чётко поделён национальными производителями, которые представляют свой продукт практически в каждом ценовом сегменте. В целом в прошлом году украинцы обеспечили производителям водки выручку почти в 3 млрд. грн.
Водочные бренды приносят производителям солидные прибыли не только внутри страны, но и за рубежом. Первенство удерживает «Nemiroff холдинг», который отправляет на экспорт более 50% продукции. Водку под этой ТМ можно найти практически в любом магазине Лос-Анджелеса или Владивостока. Но и позиции на внутреннем рынке Nemiroff терять не намерен – за год продажи этого бренда увеличились на 140 млн. грн. – до 1,16 млрд. грн. Это позволило ему вплотную приблизиться к главному конкуренту – ТМ «Хортиця», продажи которой, в свою очередь, снизились более чем на 100 млн. грн.
Возможно, Nemiroff не зря делает ставки на заграничные рынки. По некоторым данным, сейчас один из крупных игроков мирового алкогольного рынка – британский холдинг Stock Spirits – заинтересован в покупке не менее 75% холдинга. Впрочем, в «Nemiroff холдинг» эту информацию не комментируют.
Но не только водочные и пивные бренды представляют интерес для иностранных инвесторов. В нашем списке 15 торговых марок, которые уже принадлежат крупным международным компаниям 15 торговых марок принадлежат крупным международным компаниям . Одним из последних приобретений иностранцев стал бренд «Мівіна». Его родителя, корпорацию «Техноком», которую 12 лет назад основала группа вьетнамцев, в 2010 году приобрела швейцарская «Nestlе» – крупнейший производитель продуктов питания в мире. Этой покупкой международная компания фактически подчинила себе рынок продуктов быстрого приготовления в Украине – по оценкам экспертов, по итогам 2009-го ТМ «Мівіна» принадлежит до 90% этого рынка.
Кстати, кроме ТМ «Мівіна» в портфеле «Nestlе» уже есть украинские ТМ «Торчин» и ТМ «Світоч». Последняя – один из старейших брендов нашего рейтинга. Созданный во Львове ещё в 1882 году, «Світоч» до сих пор удерживает прочные позиции на рынке шоколада. Объёмы продаж компании в прошлом году составили почти 600 млн. грн. Интересно, что именно во Львове зародилась ещё одна ТМ почтенного возраста: «Галка», под которой продаётся едва ли не единственный кофе украинского производства. Другие ветераны рейтинга – ТМ «Шустов», первые коньяки которого появились ещё в 1863 году, и ТМ «Массандра», которая ведёт свою историю с 1894 года.
Совокупный объём продаж 50 самых популярных брендов – более 32,7 млрд. грн. Совокупный объём продаж 50 самых популярных брендов – более 32,7 млрд. грн. В целом из прошлогодних участников объёмы продаж увеличили 17 компаний.
Фокус составил предварительный список самых популярных украинских брендов на основе исследования MMI Ukraine, проведённого компанией «TNS Украина». Исследование проводилось весной и летом 2009 г., опрошено 10 тыс. человек в возрасте 12–65 лет, проживающих в городах с населением от 50 тыс.
В списке Фокуса торговые марки Украины ранжированы по объёму розничных продаж внутри страны по итогам 2009 года. Оценивались только украинские бренды, созданные отечественными компаниями-производителями, а также торговые марки, созданные или приобретённые иностранными компаниями специально для выхода на украинский рынок.
Редакция оценивала не только основные бренды компаний, но и зонтичные (когда под одной ТМ выпускается несколько видов продукции), а также суббренды. И в том, и в другом случае мы суммировали объёмы продаж. В расчёт принимались цифры без учёта НДС.
Оценка объёмов продаж украинских брендов проводилась на основе информации, предоставленной самими производителями, а также на основе открытой финансовой отчётности компаний. Специально для Фокуса экспертную оценку розничных продаж, основываясь на долях рынка, а также на долях брендов в портфелях компаний, провела «Международная Маркетинговая Группа Украина».
Место в
рейтинге
Бренд
Продажи
Год запуска
Компания
1
Наша Ряба
3,326 млрд. грн.
2001
ОАО «Мироновский хлебопродукт»
2
Чернігівське
2,982 млрд. грн
1988
корпорация «САН ИнБев Украина»
3
Прима
2,83 млрд. грн.
1947
«Империал Тобакко Украина»
4
Roshen
2,625 млрд. грн.
2000
кондитерская корпорация Roshen
5
Прилуки Особливі
1,643 млрд. грн.
1999
«Бритиш Американ Тобакко
Украина»
6
Конти
1,3 млрд. грн.
1997
группа «Конти»
7
Хортиця
1,2 млрд. грн.
2003
холдинг «Хортица»
8
Nemiroff
1,16 млрд. грн.
1994
«Nemiroff Холдинг»
9
Львівське
1,034 млрд. грн.
1715
ЗАО «Львовская пивоварня»,
Carlsberg Group
10
Садочок
955,3 млн. грн.
2002
«Сандора», группа PepsiСо
11
Біола
947 млн. грн.
1997
«Эрлан»
12
Рогань
922,1 млн. грн
1989
«САН ИнБев Украина»
13
Сандора
881,8 млн. грн.
1997
«Сандора», группа PepsiСо
14
Торчин
878 млн. грн.
1994
«Nestle Украина»
15
Славутич
783,2 млн. грн.
1998
«Славутич»,Carlsberg Group
16
Мівіна
617,6 млн. грн.
1993
«Nestle Украина»
17
Світоч
591 млн. грн.
1882
«Nestle Украина»
18
Чумак
549,8 млн. грн.
1996
«Чумак»
19
Молочний шлях
503 млн. грн.
2004
холдинг «Молочный альянс»
20
Шустов
418,3 млн. грн.
1883
холдинг «Хортица»
21
Prime
399 млн. грн.
2006
«Олимп»
22
Фарро
393,9 млн. грн.
2003
ОАО «Кременчугмясо»
23
Наш сік
368,7 млн. грн.
2002
«Витмарк-Украина»
24
Моршинська
362,9 млн. грн.
1995
Моршинский завод минеральных вод
«Оскар», IDS Group