В
настоящее время все больше внимания уделяется такому понятию, как
«веб-дизайн, ориентированный на пользователя».
Аудитория Сети растет, и значительный ее прирост составляют не только
представители молодежи, но и люди старшего возраста. Многие из них не
являются уверенными пользователями компьютера и Интернета. Чтобы
привлечь больше потенциальных потребителей из этого и других сегментов
ЦА, необходимо создавать сайты с максимально удобным и понятным
интерфейсом.
Наиболее
важную роль в процессе разработки играет соблюдение правил юзабилити.
Используемые методики базируются на пользовательских потребностях и
предпочтениях. Стандарт разработки интернет-ресурсов, дизайн которых
ориентирован на пользователей, называется Human Centred Design.
Этапы разработки сайта, ориентированного на пользователя
с ориентированным на пользователей дизайном требует тщательной
подготовительной работы. Основные этапы рабочего процесса таковы:
- формирование рабочей группы;
- составление портрета целевой аудитории;
- выборка типичных представителей ЦА для участия в работе над проектом;
- формулирование требований к будущему сайту;
- анализ решений конкурентов;
- разработка и тестирование прототипа, beta-версии;
- разработка итоговой версии.
Количество
специалистов, задействованных в работе, зависит от сложности проекта. В
рабочую группу, как правило, входят интернет-маркетолог, программист и
веб-дизайнер. Это минимальный состав необходимых специалистов.
Составление портрета целевой аудитории
Портрет
целевой аудитории составляется для того, чтобы коммерческое предложение
сайта (рекламируемые продукты и/или услуги, ценная информация и т.п.)
максимально отвечало потребительским запросам. Для составления портрета
ЦА учитываются социально-демографические характеристики (пол, возраст,
социальный статус, доход и т.д.), географические (место проживания),
психографические (жизненная позиция, образ жизни и т.п.), а также
поведенческие (мотивы совершения заказа, лояльность марке и т.д.).
Участие
типичных потребителей в работе над проектом помогает точнее определить
требования к будущему сайту. Представители ЦА отвечают на вопросы из
ряда: "Какими функциями вы чаще всего пользуетесь?", "Какие способы
заказа товара через Интернет используете?" — и тому подобные.
Одновременно
проводится анализ сайтов конкурентов. Участвующим в предварительном
опросе пользователям предлагается оценить их удобство. На основе этого
формулируются пользовательские требования, моделируется поведение
посетителей, и разработчики приступают к созданию прототипа.
Создание прототипа и beta-версии
Прототип
может представлять собой ряд эскизов пользовательского интерфейса или
версию сайта, обладающую ограниченным функционалом (отображаются только
основные функции, необходимые для взаимодействия пользователей с
системой). Выбор формата прототипа зависит от сложности стоящих перед
веб-студией задач.
При
необходимости разработчики создают не только прототип, но и beta-версию
проекта. В отличие от прототипа, она является полностью функциональной.
Для анализа пользовательских действий в beta-версию могут быть включены
специальные модули. Например, системы SpyTrack,
«Вебвизор» и другие, позволяющие в режиме реального
времени отслеживать действия посетителей
Создание прототипа и/или beta-версии позволяет проводить
еще до его запуска, своевременно устранять ошибки и минимизировать
итоговые затраты на разработку. На практике следование стандарту Human
Centred Design, которые требует больших временных ресурсов,
профессионализма и усилий от разработчиков, оказывается выгодным
решением для владельца бизнеса.